Разрешить себе быть мамой часто мешают не жилищные и экономические условия, не страх потерять себя как специалиста, а более глубокие переживания, заложенные в нашем подсознании с младенчества. Переживания, которые возникли в результате становления материнской сферы.
Рассмотрим эти этапы :
1. Взаимодействие с собственной матерью в раннем возрасте.
Как наша мама воспринимала свою беременность? Как она относилась к нашим потребностям в период новорожденности ? Насколько у неё были установлены эмоциональные отношения с ребенком , особенно в первые три года жизни, зависит как мы, спустя годы, будем воспринимать своё материнство.
Некоторые нарушения этого этапа:
Родители, в том числе и мать, по ряду причин ждали мальчика, а родилась девочка. Принятие со стороны родителей не произошло, дочка всю жизнь пытается доказать самым близким людям, что она не хуже мальчика, именно в мужских сферах жизни – в карьере, социальных связях, науке. Став взрослой, такой женщине сложно настроиться на материнство.И даже если беременность наступила, то роды женщина будет воспринимать, как кошмар, а чувства по отношению к ребёнку, скорее всего, будут далеки от приятных.
По какой-то причине мать отвергала потребности новорожденной девочки. Причины могут быть разными и вполне объективными. Например уход или смерть партнёра, когда помимо груза горя на плечи молодой женщины ложится груз обеспечения себя и своих детей. Или постоянные конфликты в семье, отнимающие всю энергию, предназначенную для ребёнка. Маленький ребёнок не видит всей объективной картины, он только чувствует: «Я плохой, раз со мной так обращаются». Когда рождается собственный ребёнок, уже выросшая девочка на телесном неосознаваемом уровне возвращается в своё раннее детство и снова сталкивается с этой болью: «Мне больно и страшно!». Эти чувства часто маскируются под раздражительность на своего ребёнка, чувство вины перед ним, ощущение хронической усталости.
Мать чувствовала себя очень несчастной в своём материнстве, она тяготилась общением с дочерью. Дети очень тонко чувствуют состояние близких людей и идентифицируют себя с родителем своего пола. В таком случае девочка получает невербальную установку: «Материнство – это ужасно!».
2. Игровой этап и взаимодействие со сверстниками в дошкольном детстве.
Любимой игрой девочки становится игра «дочки-матери». В этот период происходит закладка поло-ролевой модели будущей матери.
Некоторые нарушения этого этапа:
Излишняя интеллектуальная нагруженность девочки. В настоящее время игры с куклами часто воспринимаются как что-то несерьёзное. Вместо этого родители возят дочку на танцы, курсы иностранного языка, музыкальную и художественную студии, не оставляя свободного времени для любимых игрушек и возможности их покормить, укачать, т.е. проиграть материнскую роль.
Современные игрушки, несущие образы взрослых модниц, а не пухленьких младенцев. Соответственно и игры меняются: преобладают не «дочки-матери», а «модные дефиле», «принцессы» и т.д. Однако, этот пункт во всей красе проявит себя несколько позже, так как поколение женщин, находящихся в настоящее время в расцвете репродуктивной функции, скорее всего укладывали спать и кормили своих любимых кукол, плюшевых медведей.
3. Этап нянчить, длится от 5-6 лет до полового созревания.
В этот период девочка испытывает потребность во взаимодействии с маленьким ребёнком. У неё закладываются представления о его потребностях, особенностях ухода, а также собственная «потребность в материнстве».
Некоторые нарушения этого периода:
Отсутствие «объекта» , того кого можно нянчить. Часто в семьях только один ребёнок, при этом нет возможности осуществить эту потребность среди близких друзей и родственников. В данном случае, может продолжиться этап игры в «дочки-матери», если родители позволят школьнице «тратить время» на игрушки, а не на «полезные занятия» в виде различных интеллектуальных секций и кружков.
Полное отстранение девочки от новорожденного ребёнка, которое чаще всего возникает из-за страха, что она сделает что-то не так. Минусом данной позиции родителей, помимо нарушений формирования материнской сферы, является и нарушение отношений между детьми в семье – обострённая ревность, которая может привести к серьёзным последствиям.
Излишняя загруженность девочки заботами о новорожденном ребёнке. Наверное, каждый из нас слышал фразу: «Сначала родили няньку, потом ляльку». Данная позиция может также охладить потребность в собственном материнстве. Родителям важно придерживаться позиции, что девочка помощница, но не мама для новорожденного.
4.Этап разделения понятий «женщина» и «мать».
Девочка начинает меняться внешне, становится девушкой. Важной задачей является принятие своей женственности. Ей нужно принять изменив которые с ней происходят.
Некоторые нарушения этого периода:
Непринятие своей женской идентичности, активная конкуренция с противоположным полом, с целью быть лучше и успешнее мужчин. Выбирая этот путь, женщина теряет себя, в ней преобладают мужские черты. Причин неприятия собственной женской идентичности может быть много: неосознанное желание заменить родителям желаемого сына; конкуренция с братом, которого родители больше любят; установки, полученные в ближайшем женском окружении.
Противопоставление сексуальности и материнской роли. Конечно, эти женские роли разные. Они не должны быть слиты воедино. Женщина может быть женщиной и без материнства. Но став матерью, необходимо сохранить свою женственность. Прежде всего для себя самой. Противопоставлять понятия «Женщина» и «Мать» неправильно. Противопоставление выглядит примерно так: «Все женщины, гуляющие с колясками во дворе неухоженные и замученные. Это точно не для меня», «Если я стану матерью, я не смогу путешествовать, получать удовольствие от жизни» и т.д.
Негативные установки о материнстве, полученные от других более опытных женщин: «Вот станешь матерью, намучаешься, поймёшь меня!», «Если не больно? Это же не роды!». Такие установки могут повторять мама, бабушка или тётя. Такие установки могут оставить сильный след в душе и стать маяком на всю жизнь.
5. Период беременности и родов.
Развитие материнства в реальном взаимодействие с ребенком. Задача состоит в том, что бы принять новую себя.
Нарушения, которые осложняют развитие материнства на этом этапе:
Не запланированная беременность. У девушки были планы покорить Эверест, сделать сногсшибательную карьеру или просто «пожить в своё удовольствие», а тут – «две полоски». Для многих, пережив первый шок, женщины становятся счастливы в материнстве. Здесь я говорю о тех, кто длительное время не принимает свое новое состояние.
Болезненное восприятие перехода от девушки к женщине. В нашем обществе ярко выражен культ сексуальности и молодости. Округлившиеся фигуры беременной и родившей женщины не входят в рамки современного эталона красоты. Это откладывает отпечаток на эмоциональное состояние женщины: даже те, кто планировал беременность, болезненно воспринимают свою округлость и стараются быстрее похудеть после родов, что уж говорить о тех, для кого беременность стала неожиданностью.
Психо -травматичные роды. Не секрет, что роды – это сложная работа, как физическая, так и психоэмоциональная. И если женщина к ней не готова или что-то пошло не так, как она планировала и надеялась, то родовой опыт вполне может стать психотравмирующим. Это может создать значительный барьер к получению удовольствия от материнства и общения со своим ребенком, а также стать преградой к новой беременности.
Перинатальные потери (выкидыш, замершая беременность, вынужденный аборт). Каждый неудачный опыт оставляет в душе женщины глубокий след, сеет или укрепляет страх неспособности к материнству.
6. Послеродовой период.
После родов у матери появляется эмоциональная привязанность к ребёнку.
Нарушения , которые мешают формированию здоровой привязанности:
Послеродовой невроз и послеродовая депрессия. Причин возникновения эмоциональных нарушений может быть много: от хронической усталости до гормональных сбоев. А вот результат один — нарушение контакта с малышом и близкими людьми.
Непринятие своего ребенка. Мама просто мечтала о девочке с бантиками, а родился сынок. Или дочка, но она похожа на нелюбимую свекровь. Или мама ждала спокойного малыша, а у нее растет маленький ураган. Поднимающиеся эмоции чаще негативные, краски материнства уже не радужные.
Формирование материнства проходит длинный путь. У каждого это свой путь, если вы обнаружили у себя нарушения , что делать ? Искать у себя ресурсы , и они у вас есть. Ресурсы помогут убрать преграды к Счастливому материнству.
Все этапы становления материнства влияют на восприятие материнства.
Здесь приведен далеко не полный перечень возможных нарушений этих стадий: жизнь и человеческие отношения разнообразны, нарушения могут быть индивидуальны, и не описаны здесь.
Если у вас есть проблемы, переживания , сложности с беременностью , с материнством вы можете получить консультацию , пишите мне личное сообщение. КОНТАКТЫ
Инна Вахитова